Профессиональная школа "Секунда-М"



Формирование пространственных представлений
Главная | Регистрация | Вход


   При исследовании особенностей пространственного мышления наиболее отчетливо выступает общая психологическая закономерность, согласно которой развитие мышления идет через овладение субъектом средствами умственной деятельности.

   Чтобы обучить школьников конкретным приемам умственной деятельности, и их использования при решении учебных или практических задач, необходимо строить обучение на определенном содержательном материале.

   От характера и качества материала, с которым предстоит иметь дело учащемуся, от типа задач, которые ему предстоит решать, от его возраста и уровня развития, от выбранного способа обучения во многом зависит, какой тип мышления формируется в данной педагогической ситуации.

   Понять учебный материал – значит установить связи вещей и явлений друг с другом, а также с опытом и знаниями, которые уже имеются у учащегося.

   Мыслить – значит использовать эти связи для решения определенных задач. Такие связи могут иметь различный характер. В одном случае они преимущественно логические, когда одни факторы могут быть выделены из других путем анализа отношений и между самими понятиями.




   В другом материале связи могут иметь функциональный характер, выражая определенный научный закон, полученный из наблюдений над фактами.

   В некоторых случаях связи могут выражать не научный закон, а какие-нибудь устойчивые сочетания фактов, встречающиеся в практике.

   Наконец, могут встречаться материалы, где связи между данными вообще случайные, имеются только в этом материале.

   Если мышление верно отражает действительность, то оно может опираться лишь на те связи, которые фактически имеются в его исходных сведениях.    Необходимые данные создают возможности для развертывания логического мышления, детерминированные – научного (при этом научное мышление будет обязательно и логическим), правилосообразные – практического, а случайные – образного мышления.




   Мышление человека формируется в процессе деятельности, поэтому перед школой ставится задача обучения самим приемам умственной деятельности.

   Овладение приемами происходит, во-первых, через ознакомление учащихся с ними, во-вторых, через упражнение – применение соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале, в-третьих, через перенос – использование приемов при решении новых задач.

   Но, как часто бывает, в практической и теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий.

   Факты и явления, которые пока не укладываются в понятии, все-таки отражаются сознанием, и это происходит с помощью воображения.

   Оно не ограничено рамками логики и поэтому допускает любые, самые необычные, фантастические соотношения, объединения и преобразование представлений о вещах.   Обучение творческому мышлению по целям и характеру не совпадает с обучением понятийному, логическому мышлению. Главная задача последнего – сводить все факты, с которыми встречаются ученики, к известным понятиям, а все задачи – к известным способам решения.

   Обучение творческому мышлению, наоборот, требует подвергать все усвояемые понятия и методы критике и оценке.

   Оно должно учить человека видеть ограниченность усвояемых понятий и методов, их схематичность и неполноту по сравнению с подлинной действительностью.

   Творческое мышление должно учить человек видеть различие между реальными фактами и представлениями о них.

   Заметное влияние на ход мышления человека оказывают те или иные установки. Они могут привести к так называемой ригидности, или шаблонности мышления, когда определенное понятие или решение используется по привычке, на основании соответствия предвзятым ожиданиям или отношениям к действительности.

    Пространственное мышление – сложное структурное образование, в котором проявляются как общие, так и специфические закономерности умственной деятельности. При этом, обладая весьма ярким качественным своеобразием, пространственное мышление не является локальным образованием.




   Это фундаментальная особенность психики, обеспечивающая возможность ориентации в пространстве (практическом и теоретическом).

   Его формирование осуществляется в системе общего психического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях.

   Переход от отображения реального пространства к системе его условно-графических заменителей, используемых в предмете черчения, связан с формированием специальных средств представливания, использованием различных систем отсчета, способов переориентации, усвоением сложной системы знаний, умений и навыков.




Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025