При исследовании
особенностей пространственного мышления наиболее отчетливо выступает общая
психологическая закономерность, согласно которой развитие мышления идет через
овладение субъектом средствами
умственной деятельности. Чтобы обучить школьников конкретным приемам
умственной деятельности, и их использования при решении учебных или
практических задач, необходимо строить обучение на определенном содержательном
материале. От характера и качества материала, с которым
предстоит иметь дело учащемуся, от типа задач, которые ему предстоит решать, от
его возраста и уровня развития, от выбранного способа обучения во многом
зависит, какой тип мышления формируется в данной педагогической ситуации. Понять учебный материал – значит установить
связи вещей и явлений друг с другом, а также с опытом и знаниями, которые уже
имеются у учащегося.
Мыслить – значит использовать эти связи для
решения определенных задач. Такие связи могут иметь различный характер. В одном
случае они преимущественно логические, когда одни факторы могут быть выделены
из других путем анализа отношений и между самими понятиями. | |||
В другом материале
связи могут иметь функциональный характер, выражая определенный научный закон,
полученный из наблюдений над фактами. В некоторых случаях связи могут выражать не
научный закон, а какие-нибудь устойчивые сочетания фактов, встречающиеся в
практике. Наконец, могут встречаться материалы, где
связи между данными вообще случайные, имеются только в этом материале. Если мышление верно отражает
действительность, то оно может опираться лишь на те связи, которые фактически
имеются в его исходных сведениях. Необходимые данные создают возможности для
развертывания логического мышления, детерминированные – научного (при этом
научное мышление будет обязательно и логическим), правилосообразные –
практического, а случайные – образного мышления. | |||
Мышление человека формируется в процессе
деятельности, поэтому перед школой ставится задача обучения самим приемам
умственной деятельности. Овладение приемами происходит, во-первых,
через ознакомление учащихся с ними, во-вторых, через упражнение – применение
соответствующих приемов умственной деятельности на различном материале,
в-третьих, через перенос – использование приемов при решении новых задач.
Но, как часто бывает, в практической и
теоретической деятельности человек сталкивается с задачами или фактами, для
которых в его мышлении нет подходящих методов и понятий. Факты и явления,
которые пока не укладываются в понятии, все-таки отражаются сознанием, и это
происходит с помощью воображения. Оно не ограничено рамками логики и поэтому
допускает любые, самые необычные, фантастические соотношения, объединения и
преобразование представлений о вещах.
Обучение творческому мышлению по целям и характеру не совпадает с
обучением понятийному, логическому мышлению. Главная задача последнего –
сводить все факты, с которыми встречаются ученики, к известным понятиям, а все
задачи – к известным способам решения. Обучение творческому мышлению, наоборот,
требует подвергать все усвояемые понятия и методы критике и оценке. Оно должно учить человека видеть
ограниченность усвояемых понятий и методов, их схематичность и неполноту по
сравнению с подлинной действительностью. Творческое мышление должно учить человек
видеть различие между реальными фактами и представлениями о них. Заметное влияние на ход мышления человека
оказывают те или иные установки. Они могут привести к так называемой
ригидности, или шаблонности мышления, когда определенное понятие или решение
используется по привычке, на основании соответствия предвзятым ожиданиям или
отношениям к действительности.
Пространственное мышление – сложное
структурное образование, в котором проявляются как общие, так и специфические
закономерности умственной деятельности. При этом, обладая весьма ярким
качественным своеобразием, пространственное мышление не является локальным
образованием. | |||
Это фундаментальная
особенность психики, обеспечивающая возможность ориентации в пространстве
(практическом и теоретическом). Его формирование осуществляется в системе
общего психического развития по мере овладения человеком предметным миром, в
процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно
познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных
связях. Переход от отображения реального
пространства к системе его условно-графических заменителей, используемых в
предмете черчения, связан с формированием специальных средств представливания,
использованием различных систем отсчета, способов переориентации, усвоением
сложной системы знаний, умений и навыков. |