Профессиональная школа "Секунда-М"



Формирование пространственных представлений
Главная | Регистрация | Вход






А.И. Ишунькин




   Человек познает окружающий мир через ощущения, которые и создают восприятие окружающего мира.

     При этом восприятия отличаются от ощущений тем, что отражают предмет в целом, как совокупность его свойств, а ощущения передают лишь отдельные его свойства (например: твердый-мягкий; теплый-холодный; прозрачный-непрозрачный; плоский-объёмный и т.п.)

      На основе ощущений и восприятий вырабатываются представления о предметах и  их пространственных отношениях.

     Например, три окружности, расположенные на плоскости не дадут нам полного представления об их пространственном расположении, а только о форме самих предметов (рис. 1).








Рис. 1.

 

     Необходимо задать дополнительный параметр, чтобы представление приобрело законченную форму (рис. 2).








Рис. 2. Фигуры лежат в одной плоскости, и имеют разный размер.




   В учебной деятельности школьника происходит оперирование различными знаковыми системами, которые существенным образом влияют на формирование их мышления.

   Способность к созданию пространственных образов и оперирование ими во многом определяет успешность в занятиях художественно-графической и конструктивно-технической деятельностью, когда она выступает как самостоятельная.

   У учащихся формируется стойкий интерес и склонность к  тем видам деятельности, где эта способность реализуется наиболее полно.

   Существующее в обществе разделение труда накладывает свой отпечаток на характер мышления. Именно сфера деятельности человека определяет содержание индивидуального мышления, специализируя его, направляя на анализ отдельных сторон деятельности, наиболее существенных для продуктивного осуществления этой деятельности.

   Б.М. Теплов писал: «… интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, состоящие в том или другом случае перед умом человека». /Теплов Б.М., 1945, с. 55/.

   В реальной действительности объекты существуют во времени и пространстве. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, - писал В.И. Ленин, - и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.» /Ленин В.И. ПСС т.18 с.181/.

    Ф. Энгельс считал, что находиться в пространстве – значит быть в форме расположения одного возле другого; существовать во времени – значит быть в форме последовательности одного после другого. Ф. Энгельс подчеркивал, «… обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове.» /К. Маркс , Ф. Энгельс Соч. т.20. с.550/.

Современное представление о времени и пространстве существенно влияет на содержание пространственного мышления школьников.

   Пространственное мышление возникает в недрах практической потребности ориентироваться на местности, среди объектов материального мира. В ходе онтогенеза оно выделяется в самостоятельный вид интеллектуальной деятельности.

   Пространственное мышление в своей, наиболее развитой форме, оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов; их формы, величины, взаимного положения частей.

   Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между пространственными признаками этих объектов.

   Пространственные представления подразделяют на два вида: образы памяти и образы воображения.

    Пространственные представления памяти отражают предмет примерно в том виде, как он был воспринят, и без коренной переработки этого материала.

   Представления воображения, в отличие от образов памяти, являются новыми образами. В зависимости от способа их создания, они подразделяются на образы воссоздающего воображения и образы творческого воображения.

Образ воссоздающего воображения является новым образом, который создается  на основе заданного материала  путем его мысленной переработки. Результатом воссоздающего воображения в значительной степени являются представления, возникающие в процессе чтения чертежей, разбора схем, выполнения разрезов и сечений, построение третьей проекции по двум заданным.

Образ творческого воображения  также является новым образом, но его создание не диктуется непосредственно заданным материалом (условным изображением или текстом), как при создании образа воссоздающего воображения. В этом смысле творческое воображение является более опосредствованным, чем воссоздающее.

   Следует отметить, что возможны лишь два пути формирования пространственного мышления: индуктивный и дедуктивный.

   Индуктивный путь предполагает, что процесс познания идет от частного к общему, от овладения алгоритмом пространственного расположения основных геометрических тел (так называемых - примитивов), к исследованию сложных пространственных форм, представляющих собой сочетание геометрических тел.

   Дедуктивный путь предполагает выделение путем анализа из сложных по форме предметов отдельных геометрических тел (примитивов), форма которых в последующем и рассматривается.

   Первой ступенью в процессе воссоздания пространственной формы сложного предмета, упрощающей сам процесс представления, является анализ.

    Вслед за анализом следует синтез – объединение характерных признаков предмета и воссоздание на их основе обобщенного образа.

   На основе анализа формы определяется не только пространственная геометрия предмета, определяющая местоположение изображений в поле чертежа, но и алгоритм нанесения размеров.

   Анализ контура изображения позволяет определить, какие геометрические построения нужно выполнить при выполнении чертежа, правильно подобрать чертежный инструмент, выбрать нужный формат и масштаб.

   Таким образом, обучение учащихся приемам анализа формы предмета, помогает  более успешно формировать у них пространственное мышление.

    В качестве объектов анализируемого пространства выступают не только реальные предметы, как правило, хорошо знакомые учащимся на бытовом уровне, но и их условно-знаковые заменители в виде различных графических моделей: рисунков, схем, эскизов и т.п. 

Тем более что знаковые системы в виде условно-графических изображений широко используются в качестве учебной наглядности.

    В связи с этим пространственное мышление выступает в своём реальном (психологическом) содержании, как деятельность по перекодированию пространственных образов разной меры условности, наглядности, обобщенности.

Нередко учителю в процессе решения многих учебных задач приходиться использовать разнотипную наглядную основу. Образы, полученные путем её восприятия, должны существовать в мыслительной деятельности ученика не рядорасположено, а складываться в единую систему, обеспечивая логику их преобразования в процессе решения задачи.

   Пространственные образы, которыми оперирует мышление, должны быть динамичными, подвижными, оперативными. Эти качества обеспечиваются условиями их создания и оперирования ими. 

   Подвижность, динамичность образов обусловлена тем, что в процессе решения задач на уроках черчения требуется постоянный переход от объёмных (трехмерных) изображений к плоскостным (двухмерным) и обратно, от восприятия реальных объектов к их графическим изображениям.

   Также, в ходе решения задач, требующих оперирования пространственными отношениями, необходимо отвлекаться от одной системы отсчета и переходить на другую, заданную условиями задачи или выбранную самостоятельно.


Следующая страница




Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025