Профессиональная школа "Секунда-М"



Формирование пространственных представлений
Главная | Регистрация | Вход


   В качестве операторных единиц обеспечивающих решение задачи, могут выступать различные пространственные характеристики: форма, величина, пространственное расположение элементов, соотношение частей и целого и т.п.

    При этом  преимущественное фиксирование образом различных пространственных свойств объекта, определяется его функцией в структуре задачи.

     На различных этапах её решения в качестве оперативных образов могут выступать образы, разные по своему содержанию.

      Все, указанные выше особенности пространственных образов, определяют основное направление формирования пространственного мышления учащихся в процессе обучения с определенными заданными качествами.

    Как показывают многочисленные психолого-педагогические исследования и повседневная практика, в процессе обучения детей, пространственное мышление развивается у них неравномерно, даже у учащихся, находящихся в одинаковых условиях обучения. Здесь оказывают свое влияние как возрастные, так и индивидуальные различия, а сам процесс формирования пространственного мышления выступает в сложных и неоднозначных отношениях.

   Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как реальном, так и воображаемом).

   В своих, наиболее развитых формах, это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения.

   Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание на их основе новых образов, отличных от исходных.

   Главным содержанием данного вида мышления является оперирование пространственными образами в процессе решения практических и теоретических графических задач.




   Пространственное мышление формируется в системе знаний определенной речевой и графической культуры. Вместе с тем оно определяется особенностями анализаторов (степенью их развития, системностью); типологическими особенностями восприятия пространственных свойств и отношений, в частности соотношением сигнальных систем, обеспечивающих индивидуальные различия в запоминании, сохранении и воспроизведении пространственных образов, преимущественно по художественному и мыслительному типу.

   Индивидуальные различия в пространственном мышлении ярко обнаруживаются, например, в процессуальных характеристиках восприятия пространственных свойств и отношений. Здесь отмечается и аналитический (постепенный, с выделением отдельных частей) и синтетический (целостный, недифференцированный) охват воспринимаемого объекта или его изображения, что выражается в показателях как количественных (сукцессивность-симультанность), так и качественных (фрагментарность-целостность).





   Особенно ярко индивидуальные различия проявляются при создании пространственных образов на графической основе или оперирования ими. 

   Это сказывается главным образом в умении произвольно изменять системы отсчета, в овладении способами мысленного преобразования наглядного (графического) материала, своеобразными способами его понятийной обработки, в избирательной направленности на оперирование отдельными элементами в структуре пространственного образа (его формой, величиной), пространственными отношениями, в легкости оперирования образами разной степени наглядности и т.п.

   Все это свидетельствует о том, что пространственное мышление не представляет собой рядоположенный набор входящих в его структуру  психических функций. Это сложная динамическая система, обеспечивающаяся слаженной работой функциональных и операционных механизмов, в основе которых лежат не только социальные, но и биологические (анатомо-физиологические) факторы.

   Своеобразное сочетание, степень сформированности этих механизмов, уровень их развития и определяет природу индивидуальных различий в пространственном мышлении.




    Сложность и неоднородность элементов в структуре пространственного мышления проявляются в высокой степени компенсируемости его различных сторон, а также в разнообразии индивидуальных вариантов этой компенсации.

   Можно заметить, с одной стороны, решающее влияние обучения на развитие пространственного мышления, а с другой – наличие весьма устойчивых стилей деятельности по созданию пространственных образов и оперированию ими у учащихся, находящихся в одинаковых условиях обучения. Это наиболее отчетливо выступает в тех случаях, когда требуется свободный переход на различные системы отсчета, отвлечение от схемы тела, оперирование пространственными соотношениями.

   Таким образом, в пространственном мышлении в силу его природы соотношение биологических и социальных факторов выступает в весьма сложных и неоднозначных связях и отношениях.











  

Следующая страница



Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2025