В качестве операторных единиц обеспечивающих
решение задачи, могут выступать различные пространственные характеристики:
форма, величина, пространственное расположение элементов, соотношение частей и
целого и т.п. При этом
преимущественное фиксирование образом различных пространственных свойств
объекта, определяется его функцией в структуре задачи. На различных этапах её решения в качестве
оперативных образов могут выступать образы, разные по своему содержанию. Все, указанные выше особенности
пространственных образов, определяют основное направление формирования
пространственного мышления учащихся в процессе обучения с определенными
заданными качествами. Как показывают многочисленные
психолого-педагогические исследования и повседневная практика, в процессе
обучения детей, пространственное мышление развивается у них неравномерно, даже у
учащихся, находящихся в одинаковых условиях обучения. Здесь оказывают свое
влияние как возрастные, так и индивидуальные различия, а сам процесс
формирования пространственного мышления выступает в сложных и неоднозначных
отношениях. Пространственное мышление является
специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении
задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как
реальном, так и воображаемом). В своих, наиболее развитых формах, это есть
мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на
различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение,
трансформацию и создание на их основе новых образов, отличных от исходных.
Главным содержанием данного вида мышления
является оперирование пространственными образами в процессе решения практических
и теоретических графических задач. | |||
Пространственное
мышление формируется в системе знаний определенной речевой и графической
культуры. Вместе с тем оно определяется особенностями анализаторов (степенью их
развития, системностью); типологическими особенностями восприятия
пространственных свойств и отношений, в частности соотношением сигнальных
систем, обеспечивающих индивидуальные различия в запоминании, сохранении и
воспроизведении пространственных образов, преимущественно по художественному и
мыслительному типу. Индивидуальные различия в пространственном
мышлении ярко обнаруживаются, например, в процессуальных характеристиках
восприятия пространственных свойств и отношений. Здесь отмечается и
аналитический (постепенный, с выделением отдельных частей) и синтетический
(целостный, недифференцированный) охват воспринимаемого объекта или его
изображения, что выражается в показателях как количественных
(сукцессивность-симультанность), так и качественных
(фрагментарность-целостность). | |||
Особенно ярко индивидуальные различия проявляются при создании пространственных образов на графической основе или оперирования ими. Это сказывается главным образом в умении произвольно изменять
системы отсчета, в овладении способами мысленного преобразования наглядного
(графического) материала, своеобразными способами его понятийной обработки, в
избирательной направленности на оперирование отдельными элементами в структуре
пространственного образа (его формой, величиной), пространственными
отношениями, в легкости оперирования образами разной степени наглядности и т.п. Все это свидетельствует о
том, что пространственное мышление не представляет собой рядоположенный набор
входящих в его структуру психических
функций. Это сложная динамическая система, обеспечивающаяся слаженной работой
функциональных и операционных механизмов, в основе которых лежат не только
социальные, но и биологические (анатомо-физиологические) факторы.
Своеобразное сочетание, степень сформированности
этих механизмов, уровень их развития и определяет природу индивидуальных
различий в пространственном мышлении. | |||
Сложность и неоднородность элементов в
структуре пространственного мышления проявляются в высокой степени компенсируемости
его различных сторон, а также в разнообразии индивидуальных вариантов этой
компенсации. Можно заметить, с одной стороны, решающее
влияние обучения на развитие пространственного мышления, а с другой – наличие
весьма устойчивых стилей деятельности по созданию пространственных образов и
оперированию ими у учащихся, находящихся в одинаковых условиях обучения. Это
наиболее отчетливо выступает в тех случаях, когда требуется свободный переход
на различные системы отсчета, отвлечение от схемы тела, оперирование
пространственными соотношениями. Таким образом, в пространственном мышлении в
силу его природы соотношение биологических и социальных факторов выступает в
весьма сложных и неоднозначных связях и отношениях. | |||
|