Закономерный итог развала «Кузницы рабочих кадров»
А.И. Ишунькин
Ну, вот и свершилось! По сообщениям СМИ в международных соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI), которые прошли в июле в Лейпциге, Россия заняла последнее место, то есть из 54 стран Россия заняла 54-е место.
После этого Минобрнауки решило пересмотреть программы отечественных учреждений среднего профессионального образования. В Минобрнауки не стали отрицать, что полученные результаты стали неожиданностью, и они требуют серьезного рассмотрения среднего образования.
« Соревнования показали, что современный уровень подготовки специалистов рабочих специальностей в Российской Федерации существенно уступает мировому. Сейчас необходимо провести анализ выступления российской сборной и разработать новые программы обучения в средних профессиональных образовательных организациях» — пояснили в министерстве.
По-моему, Минобрнауки не совсем понимает, что произошло на самом деле.
Россия окончательно лишилась механизма воспроизводства трудовых резервов.
Учит молодого рабочего не программа, а человек, имя которому Мастер производственного обучения.
Но, все специализированные учебные заведения, готовившие педагогические кадры для системы ПТО или ликвидированы, или перепрофилированы, а в высших учебных заведениях закрыты инженерно-педагогические кафедры готовившие преподавателей спецдисциплин.
Заложенные в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР», с которого и ведет свою историю ПТО, основные положения подверглись основательной ревизии, но не в сторону улучшения, а в сторону полнейшей деградации и отчуждению.
Чтобы не быть не правильно понятым привожу текст Указа полностью.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 2 октября 1940 года
О государственных трудовых резервах СССР
Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения.
2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи — организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.
3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта — помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий — организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.
4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно —рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично — Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.
5. Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.
6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.
7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 —15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 —17 лет для обучения в школах Фабрично — Заводского Обучения.[2]
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 —17 лет в школы Фабрично — Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.[2]
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 —15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 —17 лет в школы Фабрично — Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.[2]
10. Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.
11. Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично —Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно —Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Как видно из Постановления, создание системы профессионального обучения было обусловлено историческими реалиями, а именно индустриализацией страны, а также созданием условий для обеспечения обороноспособности.
Перед системой была поставлена задача дальнейшего расширения промышленности, которая требовала постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы.
Был установлен ряд основных положений, а именно:
1. обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства;
2. государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства;
3. все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях;
4. что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично —Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно —Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях.
Сейчас, когда на первый план выходит задача «Модернизации и развития человеческого потенциала», уровня образования и ВВП на душу населения, может следует вернуться во 2 октября 1940 года, и заняться воссозданием системы, от которой во многом будет зависеть будущее страны.
А теперь мнение людей, которые имеют поверхностное представление о системе профессионального обучения.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подтверждает падение уровня учреждений СПО, но причины провала относит в советское время.
— СПО в ужасном состоянии, но это не связано с преподавателями. Эта система в значительной степени досталась нам от советского прошлого. Там сохранились старые преподаватели и технологии преподавания, — говорит Фрумин. — Уровень компетентности наших молодых людей отражает уровень качества работы в СССР.
Руководитель международного центра МГУ в Женеве Тамерлан Ибрагимов, напротив, ищет причины случившегося в постсоветском периоде.
— За последние 20 лет было разрушено все, и это в том числе. В России сейчас нет системы подготовки квалифицированных и эффективных рабочих кадров, — говорит Ибрагимов. — Надо сделать так, как в Германии, — когда опыт соединяется с современными тенденциями. Нужно теснее взаимодействовать с современными компаниями, здесь должно помочь государство.
Ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров отметил, что выходом из ситуации может стать присоединение учреждений СПО к вузам.
— Этой сфере образования в последнее время не уделялось должного внимания, из-за чего качество обучения находится на низком уровне. Да и зарплаты, если у преподавателей вузов они были низкие, то, представьте, какие там, — говорит Александров. — Система ПТУ и техникумов развалилась. Я считаю, что учреждения СПО нужно объединить с вузами, чтобы по их окончании человек мог либо сразу продолжить обучение, либо идти на производство.
|